«Аллегро с огнем»: ум, смекалка плюс патефон
Плохих фильмов о Великой Отечественной войне нет. Поскольку это величайшая трагедия нашего народа, то каждый режиссер, сценарист и актерский состав вкладывал в них свою душу. Но однозначно зрителями принят фильм «Аллегро с огнем», снятый Одесской киностудией в Севастополе в 1979 году, как наилучший о войне. Точнее съемки велись в Северной бухте Черного моря вблизи военного городка Кача.
Коротко о «темпе музыкального произведения»
Именно так переводится термин «аллегро»; а еще — быстро, оживленно. В фильме изображен врагом не немец с автоматом, на самолете, в танке, а страшная для морских военных судов так называемая донная мина. Немой бездушный герой картины, с которым сражается живой советский офицер с помощниками. И один из них, как ни странно, немец, гений мирового симфонизма Людвиг ван Бетховен.
Именно часть его знаменитой Пятой симфонии стала шифром для взрывного механизма обнаруженной черноморскими моряками донной мины. Она была техническим шедевром. Помог в ее уничтожении духовный шедевр – симфония. Она подсказала главному герою кинокартины Михаилу Иванкову (актер Владимир Заманский), боевому инженеру 2-го ранга, как можно справиться с поставленной задачей – обойти инженерную ловушку немцев и обезвредить мину.
Читайте также: «Ангел-хранитель» (2006, Алушта)
Немцы во второй мировой войне успешно применяли собственные новинки в минном деле. Летом 1941-го вражеская армия задумала захлопнуть Черноморский флот в Севастополе. Её солдаты нашпиговали фарватер минами, присасывавшимися к металлу судов магнитами и взрывавшимися нестандартно: от звука, от прикосновения стальных инструментов. Аналогов они не имели. Советские инженеры учились обезвреживанию на поле (лучше — воде) боя. Акустическая мина и досталась актерам ленты «Аллегро с огнем».
Прототипы героев ленты
Художественные фильмы создаются по книжным повестям, романам, либо следуя специально написанным сценариям по обобщенным фактам с авторским домыслом. Вдвойне важно, когда сюжет создается для экранизации событий, явлений по биографиям прототипов темы. Анонсируемая художественная кинолента имеет два прототипа.
Читайте также: «Акванавты» (1979 г. Тарханкут)
Это капитан-лейтенант, затем, в конце войны, капитан-лейтенант 2-го ранга Григорий Николаевич Охрименко и капитан-лейтенант первого ранга (по-сухопутному — полковник) Абрам Борисович Гейро. Каждый из них по-разному посвятил свою жизнь минному делу, но оба внесли весомый вклад в победу на Черном море.
Охрименко в 1923 году пацаном плавал в рыбацкой артели и налетел лодкой на мину. Диагноз не оставлял для него выбора: паралич обеих ног, глухота… Но он превозмог боль и встал в нормальный строй военных моряков, как мечтал с детства. Окончил военно-морское училище и встретил войну в чине помощника флагманского минера Черноморского флота.
Охрименко в ВМФ называли грозой мин.
Офицер минировал акватории от врагов, а их донные взрывчатые вещества собственноручно разминировал на дне моря. На то мины и были донными, что их опасно поднимать на поверхность.
В сотрудничестве с видными академиками создавал защиту кораблей от магнитных мин. Наградами для Охрименко стали шесть боевых орденов высшей офицерской пробы и звание Народный герой Югославии. Лишь в 1967 он стал контр-адмиралом. Абрам Гейко, профессиональный военный и ученый по минному делу.
Его в фильме великолепно представлял лейтенант Юлий Макарин (актер Виктор Михайлов).
Гейко учил других офицеров борьбе с вражескими минами на Северном флоте, особенно с магнитными. Разрабатывал отечественные и донные мины, и неконтактные. Некоторые показаны в фильме «Аллегро с огнем».
Сюжет, актеры и роли
Художнице фильма Галине Щербине дали, как она поначалу полагала, невыполнимое задание: изготовить макет донной мины. Пришлось лететь в Ленинград и смотреть с иронией фото и документы под грифом «Секретно» того, что уже не было ни для кого тайной. Женщина набросала эскиз некоего морского чудовища с мигающим глазом. Мигание было немецким секретом-уловкой для минера. Фактически там мигало зеркальце от лучей света.
Читайте также: «Адъютант его превосходительства» (1969 г. Севастополь, Ялта, Симферополь)
Художнице пришлось в ноябрьской воде стоять, «украшая» мину водорослями для устрашения. Все выглядело натурально.
Актер Владимир Заманский передал своему герою Иванкову все собственные качества – мужество и напористость, толковость и благородство. В группе оказывается несколько комический лейтенант Макарин, до войны бывший аспирантом физтеха университета. Изучал акустику и магнитные среды.
Патефон помог вскрыть шифр
Группа узнает от специалистов, что «донники» нельзя взорвать ни тральщиками, ни бомбами для больших глубин. Поэтому аспирант и привез патефон, одна из пластинок, которую он часто ставил на него, была «Аллегро кон брио» из «пятерки» Бетховена. Макарин высчитал: мелодия близка к средней скорости судна. И мина должна среагировать на акустику.
Достать мины со дна моря было сложно, мешали и налеты немецкой авиации.
Одна мина сорвалась с понтона и взорвалась. Пришлось совершенствовать стропы для крепления другого образца. В конце изнурительной работы всех собравшихся на берегу специалистов в разных профилях науки все сладилось. И загадка немцев была разгадана.
Смотреть фильм «Аллегро с огнем» (1979 г. Севастополь):