Алые паруса – зовущая детско-юношеская мечта
Художественный фильм «Алые паруса» — один из множества снятых в Крыму шедевров советского киноискусства по одноименной повести Александра Грина.
Апофеоз детской мечты
Феерическое чудо сотворил на Ялтинской киностудии (несколько раз переименованной и переподчиненной) в далеком уже 1961 году великолепный творческий коллектив в составе Василия Ланового, Анастасии Вертинской, Сергея Мартинсона, Ивана Переверзева, Зои Федоровой и иных прославленных во многих других художественных образах актеров. И до «Алых парусов» и после них. К сожалению, большинства из этой профессиональной кинематографической когорты творческих лиц уже нет в живых. Но они живут в раскрытых ими героях кинолент.
Главную героиню – Ассоль – сыграла Настя Вертинская, младшая из сестер этой знаменитой творческой семьи.
Ее, мечтавшей о большом балете, но «забракованной» по весу, чудом привел на студию один из членов съемочной группы и друг семьи – главный художник «Алых парусов» Леван Шенгелия. И она сменила уже утвержденную на роль такую же юную девушку.
Читайте также: «Акваланги на дне»
Пятнадцатилетняя Настя-Ассоль после выхода фильма стала кумиром подростков страны, мечтавших не только о пришествии призрачного коммунизма, но и о чем-то неизведанном, но близком сердцу. И сегодня у нее миллионы почитателей во всех постсоветских странах.
Главный режиссер-постановщик этой феерии Александр Птушко, скорее всего, понимал, что снять картину об алых грезах (больше по политической, а не художественной подоплеке) будет нелегко.
Да еще писателя, произведения которого не изучались в школе.
Александр Птушко до этого фильма стал мастером экранизации русских народных сказок, полюбившихся и детям, и взрослым. Режиссеру не очень помогало в спорах с советскими киночиновниками даже переписывание в угоду им некоторых частей повести Александра Грина.
Так, настоящие, гриновские, герои далеки от политики, а в фильме ассолевский принц – молодой капитан алого судна Грей (еще здравствующий актер Василий Лановой) — чуть ли не активист-революционер. И ему уже не мать приобретает на собственные сбережения корабль «Секрет» для отплытия сына к мечтающей девушке, а он просто нанимается на чужой.
Деятели от кинематографа, со скепсисом на будущий успех фильма Птушко, дали будущему фильму заниженный, третий, разряд. Другими словами: денег на киносъемки много не получите. Мы коснемся наличия средств для будущего фильма чуть ниже. Со взглядом в прошлое можно сказать: все причастные к «Алым парусам» потрудились на славу! В год выхода фильма на экраны кинотеатров его посмотрел почти каждый десятый (из 250 миллионов) житель СССР.
Читайте также: «Асса»
Крымское воплощения сценария
Есть благодатные территории для создания художественных образов. Крым может претендовать на первое место в бывшем СССР. Ну, где еще снимать фильм о мечте дочери бывшего моряка, а после смерти матери воспитанница мастера игрушек, Ассоль?! Не на берегу же Белого моря. Хотя поиски натуры шли в Прибалтике, на Кавказе и на краснодарских берегах Черного моря.
А Южный берег Крыма (ЮБК – понятная людям аббревиатура) буквально на каждом шагу — естественная декорация. На нее много бюджетных денег и тратить не надо. Ялта, поселки Голубой залив (старое название Лимена), Алупка, Кацивели, город Коктебель с его Карадагом – здесь прошло большинство съемок «Алых парусов».
Кроме него здесь же в разные годы снимались и другие фильмы для молодежи, которые, по нынешней терминологии, можно называть рейтинговыми или ТОПовыми.
Это «Сердца трех», «Тайна железной двери», «Пираты ХХ века», «9 рота» и ряд других.
Не будем подробно рассказывать о том, как сон юной Ассоль воплотился в реальность. И она после долгих ожиданий на берегу залива увидела, как в него входит корабль с алыми парусами. И как воссоединились судьбы двух любящих молодых людей. Об этом знают многие юноши и девушки. Еще бы: в четырех городах бывшего СССР – Геленджике, Череповце, Кирове и даже в Ханты-Мансийске стоят скульптуры мечтающей влюбленной Ассоль.
Поделимся впечатлениями от декораций естественных и созданных руками художников и столяров команды фильма. О том, как режиссер-постановщик Александр Птушко и его единомышленники доставали материю, не продававшуюся в магазинах, а распределявшуюся по особому списку в Советском Союзе – не поверите!- по метру. И «выбить» ткань даже для Мосфильма было сложно.
Изготавливалась она тогда для красных пионерских галстуков и на яркое украшение праздничных партийно-советских мероприятий. Рулон этой ткани все же порезали на алые паруса для «Секрета». Его «роль» исполняли небольшие корабли-парусники из Ростова и Херсона — «Альфа» и «Товарищ». «Алому» паруснику пришлось переплывать по Черному морю с места на место.
Вымышленный поселок Каперна Александра Грина Птушко «поселил» в Коктебеле (бывший поселок Планерное). А «Секрет» реально входил в географический Голубой залив под Кацивели-Симеизом – там получалось лучше, чем под Коктебелем. И там его ожидала Ассоль.
Как создавали на набережной Ялты декорации вымышленных городов Зурбаган и Лисс. Тогда жители просили оставить полюбившиеся декорации здесь навсегда. Часть кадров было снято в Воронцовском дворце и придворцовом саде в Алупке
Сколько было «Алых парусов»?
Слава фильма семидесятых годов прошлого столетия не давала покоя новым режиссерам. «Ассоль» в экспериментальном варианте в 1982 году снял режиссер Борис Степанцев. Такая форма, когда живой актер совмещался с намалеванной декорацией, применялась нечасто.
В Украине в 2010 году режиссер Александр Стеколенко снял кинотелевизионный фильм «Правдивая история об Алых парусах». С Вероникой Иващенко (Ассоль) и Александром Бухаровым (Артур Грей). Критики, анализируя этот четырехсерийный римейк (надо же было дать работу сорока двум актерам!) отмечали недостаток: отсутствие атмосферы схожести с оригиналом, как удачно получилось с римейком «Человека-амфибии».