Фильм «Адмирал»: переписываем историю вновь
Фильм, снятый в 2008 году в Севастополе, режиссером Андреем Кравчуком, воспринимается неоднозначно. Как не крути, но не бывают ангелы с кровавыми крыльями. Хотя Колчаку поставили памятник на Иртыше, но одновременно юридически адмирал не реабилитирован за кровавые деяния в Сибири.
Любовь или трагедия, вымысел или правда?
Это к тому, что, по мнению режиссера, создатели картины (читай: он сам, сценарист Владмир Валуцкий, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, Джаник Файзиев и Дмитрий Юрков) не держали в голове следование в сценах историческим фактам. Ссылаясь на необходимость художественно представить, что в обществе не хватает понятия долга, чести, моральности, умения в любых ситуациях сохранять честь и выдержку. А также дорожить Россией, как это делал Колчак. Об этом чуть ниже.
При этом в анонсах жанр определен как драма и исторический фильм. Историзм ведь не только в датах, событиях, но и во влиянии на них лицами при власти (в армии также).
Если не удалось обелить Колчака юридически, можно это выполнить идейно. В том числе и посредством кино. И совсем в другом цвете выступит белогвардейский адмирал, присвоивший высшие титулы российской империи во время гражданской войны, приказывая расстреливать всех в населенных пунктах Сибири, не признавших его эфемерную власть.
А идея фильма спроецирована на общероссийский уровень Свердловской киностудией. После расстрела царской семьи в этом городе это вполне ожидаемо.
Но есть же право на художественный вымысел, скажете вы. И будете правы. Для этого необходимо просчитывать каждый шаг по сценарию, ощущать, как он будет воспринят зрителем.
Помнить, что живы еще потомки тех, кого расстреляли колчаковцы. Даже рассказывая о жизни и любви офицера флота, адмирала, полярника Колчака (актер Константин Хабенский) и Анны Тимиревой (Елизавета Боярская).
Читайте также: Любой ценой, Ялтинская киностудия [1959]: о жизни и смерти юных
Хабенский в номинации за лучшую мужскую роль в «Адмирале» получил «Золотого орла». Абстрагируясь от исторического негатива, актер, вжившись в вымысел о своем герое, превзошел свои предыдущие роли. В этом его заслуга. На его фоне Боярская выглядела блекло, что отметили критики.
Сибирские киношные скитания Колчака
О главных героях сказано. Но в съемках в Севастополе, в его Балаклавской бухте приняли участие лучшие актеры страны: С. Безруков и Е. Бероев, А. Ковальчук и А. Толубеев, а также Барбара Брыльска (Польша). А Фёдор Бондарчук сыграл своего отца. Дело в том, что в шестидесятых годах прошлого века Анна Тимирёва, художница и поэтесса, с 1918 по 1920 жена Колчака, консультировала Сергея Бондарчука по формам обхождения на съемках «Войны и мира». Этот момент и раскрыл в «Адмирале» Федор.
Обидно, что достоверность даже с первого кадра нарушена. По сюжету команда корабля будущего адмирала устанавливает мины в Балтике. Прикрытый туманом немецкий броненосец «Фридрих Карл», в несколько раз больше корабля Колчака, прорывается к нему. Бой с потерями эсминец выигрывает. Колчак становится, контр-адмиралом, едет на бал, знакомится с Тимирёвой, женой непосредственного начальника, уводит ее от него.
Читайте также: В городе С., «Ленфильм» (1966)
Первая фальшь режиссуры в угоду усиления пафосного лубка о Колчаке. Реалии таковы. Когда миноносец «Сибирский стрелок» обстреливается немцами, и им надо еще несколько попаданий, чтобы потопить, Колчак выстраивает команду на палубе на… молебен?! Но у режиссера в руках сценарий, и он следует ему.
Остался ли Колчак верный русской, монархической идее. Ни тому, ни другому.
В 1917-м он уезжает в США, затем нанимается в армию Англии. Именно Антанта, начав интервенцию против России, назначила Колчака властелином Сибири.
Режиссер попытался превратить два названных жанра в третий – мелодраму. И это не удалось. Анна по фильму работает санитаркой в госпитале колчаковцев. На самом деле ни от кого не укрывалась, а жила с Колчаком. Он устроил ее переводчицей в свое правительство.