ЭКЗОТИКА КОННЫХ ПРОГУЛОК
110 лет назад, в мае 1890 года, в Одессе была создана первая в Российской империи туристическая организация — Крымский горный клуб. Учредителями и первыми членами Крымского горного клуба были представители местной крымской интеллигенции — ученые, учителя, врачи, писатели, юристы. Активисты клуба стали организовывать научно-практические и познавательные экскурсии по горному Крыму, проводили научно-исследовательские экспедиции, сами разматывали экскурсионные маршруты.
Роль Крымского Горного клуба в развитии туризма
Взяв на себя обязанность «научного исследования Таврических гор и распространение собираемых о них сведений», правление клуба начало выпуск собственного печатного журнала: «Записки Крымского горного клуба», где публиковались статьи о природе Крыма и четы о проделанных экскурсиях и экспедициях.
Читайте также: Как путешествовать в Крыму
Вскоре Крымский горный клуб стал широко известен за пределами полуострова. Для приезжающих на отдых в Тавриду столичных дам и господ, экскурсионное посещение Крымских гор стало весьма модным и захватывающим занятием. Для их удобства был разработан 21 маршрут по Южному берегу, Главной гряде и Крымскому Предгорью.
Каждый маршрут имел собственную маркировку и знак, изображаемый краской на стволах деревьев и больших камнях, во избежание потери верного пути. Экскурсионный сезон длился с начала марта по конец октября. За это время в горах успевали побывать тысячи экскурсантов. Например, за сезон 1914 г. в экскурсиях клуба участвовало около 15 000 человек.
Первый горный приют
В 1893 г. на нижнем плато Чатырдага, между Холодной и Тысячеголовой пещерами, был построен первый в России горный приют — «каменный сарай с железной крышей и простым очагом». Здесь жил сторож, собиравший плату за ночлег (20 копеек за ночь с человека) и за посещение пещер (по 10 копеек за пещеру).
Конные прогулки по горам
Особой популярностью у приезжих пользовались конные прогулки. Стоимость конной прогулки (а они были как одно-, так и многодневные) на человека составляла 2 рубля в день, из которых рубль шел на оплату проводника.
Проводниками были молодые татары, в чьи обязанности входило знание дороги, удобных мест для остановок, решение всех вопросов с местным населением. В познавательном плане они могли рассказать немного, ограничиваясь, как правило, названиями гор, речек, родников, деревень, рассказом баек и легенд. Но для столичной публики и этого вполне хватало.
Слава о лучших проводниках передавалась от группы к группе, кто приезжал на экскурсии не в первый раз брали уже знакомого проводника, их часто фотографировали — как представителей экзотического татарского народа, о многих проводниках можно встретить упоминания в трудах путешественников, В местной татарской среде проводники считались привилегированными людьми: они ближе остальных татар стояли к цивилизации, чаще и теснее других общались с русской аристократией; чем сами очень гордились.
Читайте также: Как отдохнуть в Крыму дешево? Советы туристам
Некоторые из проводников сколотили на своей работе приличный капитал, который затем пустили в собственное дело. Например, один из известнейших алуштинских садовладельцев начала XX века — Халиль-Муратов, в молодости служил проводником у приезжих туристов.
Была у проводников еще одна интересная особенность. Молодые, красивые, удалые татары-проводники служили объектом пристального внимания отдыхающих в Крыму светских дам. На обороте фотокарточки начала XX века, изображающей конного проводника-татарина, одна молодая леди написала своей подруге: » не правда ли, здесь красивые проводники! (Что можно видеть по этой фотографии). Как кому? Многие дамы …. pardon!… вешаются на шею». Часто молодая девушка могла взять на сутки проводника и поехать с ним вдвоем в горы. Что там происходило помимо любования красотами крымских пейзажей догадаться нетрудно. К слову сказать, большинство крымских горных проводников умерли довольно молодыми — от сифилиса.
Но… Как бы там ни было, проводников Крымского горного клуба можно считать первыми работниками инфраструктуры интим-туризма в Крыму, о перспективах развития которого в настоящее время на полуострове все чаше говорят некоторые теоретики крымского туристического бизнеса.