Лисья бухта. Крымский Гоа.
Памяти Сан Саныча – хорошего человека,
открывшего для меня Лиску – посвящаю…
«…Чем богата сегодняшняя Украина? Да одна только Лисья бухта войдет в историю страны как ни на что не похожее языческое безобразие!». Виктор Ерофеев, писатель.
Лисья бухта
Крымская Лисья бухта (Лиска) уже давно перестала быть исключительно географическим понятием. Для тысяч ежегодно приезжающих сюда людей – это не просто участок морского побережья между массивами Кара-Даг и Меганом. Это их летний дом и стиль жизни.
Аналогов Лиске нет — здесь до сих пор сохранился борющийся с цивилизацией мир, живущий по своим законам. Возможно, это последний оплот дикого отдыха в Крыму, где человек старается максимально раствориться в самопознании на границе моря, солнца, ветра и гор. Казалось бы – просто узкая полоска песчаного пляжа между высокими, отвесными глиняными склонами и морем, забитая палатками дикарей. Такие пляжи есть во многих местах. Но только здесь пропадают мысли о заботах, работе, войнах, болезнях. Здесь часто вообще пропадают мысли. И хочется лишь наслаждаться жизнью, любоваться рассветом, смотреть на море и облака над Кара-Дагом, и творить прекрасное.
Лисья бухта затягивает. Я видел людей, которые прошли тусовки Гоа, Ибицы, Каzантипа и остановились на Лисьей бухте. Я общался и с теми, кто приехал впервые в Крым и сразу попал в Лиску. И с тех пор возвращается только сюда. Я знаю тех, кто уже 25 лет подряд проводит свой отпуск исключительно здесь. Кто-то из аборигенов-лисов сказал: «Зря ты сюда пришел. Теперь ты отсюда никогда не уйдешь». Так и есть…
Отдых в Лиске
Жизнь в Лисьей бухте течет размеренно и не спеша. В первый день приезда вы еще возбуждены дорогой, звоните родным и друзьям, доедаете домашние приготовления, бесконечно плюхаетесь в море и фотографируетесь. Но уже к третьему дню неспешность Лиски окутывает и дни начинают течь по-другому. Народ выползает на пляж с лучами солнца, любуется морем и рассекающими штиль дельфинами.
Солнце, обагряющее жидким золотом склоны Кара-Дага, постепенно нагревает песок и выгоняет людей из душных палаток. Начинают дымить костерки, готовя завтрак. Пища, приготовленная на костре у берега моря, обладает изумительным вкусом. Словно сама природа добавила в котелок приправой щепотку солнца и морского бриза.
После завтрака валяются на пляже, загорают, читают. Ходят неспешно друг к другу в гости. Мажутся целебной голубой глиной, принимая вид инопланетных пришельцев. Рисуют на камнях, строят замки из песка и складывают из гальки пирамидки. Неспешно бредут со склонов Эчки-Дага с дровами и водой из родника.
Под вечер снова ходят в гости, готовят ужин. В привычные шумы прибоя на закате вклинивается мантрический звук там-тамов. Кто-то выходит на пляж покрутить огонь фаер-шоу, кто-то пьет вино у костра, кто-то купается в лунной дорожке. К полночи начинается самая активная часть жизни – у костров собирается народ с гитарами, барабанами, варганами, губными гармошками, дудками, маракасами и Бог весть с чем еще.
Постоянные обитатели Лисьей бухты
Есть в Лиске несколько семей, которые построили из пляжных валунов и глины стены, перекрыли крышу тростником. В таких домиках живут они круглый год, лишь изредка покидая бухту для случайных заработков и покупки провизии в ближайших селах. Некоторые рожают здесь детей, венчаются, принимают крещение тут же в море.
Почти каждое лето проводит здесь архиепископ Дамиан (Акимов) – настоятель Готской Поместной Церкви Иисуса Христа. Можно усомниться в правомочности раскольников от УПЦ (МП) служить людям и Всевышнему. Но есть факт – жители Лиски идут за духовной помощью и добрым словом к своему пастырю и он им помогает. Сбросив с себя бремя забот и одежду, оставив дома офисы и контракты, в Лиске отдыхают известные депутаты, ученые, врачи, предприниматели. Здесь их сложно узнать – они полностью сливаются с природой. И только правильная речь и знания выдают их статус «выше среднего» в той жизни, оставленной за хребтом Эчки-Дага.
Лисья бухта не терпит суеты. Здесь и народ чередуется не спеша и плавно. Кто-то приезжает, кто-то уезжает – особенно в августе места на пляже не пустуют. А уж территории рядом с деревьями и на удобных площадках на склоне заняты с начала сезона.
Вообще, лучшее время здесь – июнь. Уже и вода прогрелась, и дожди не так часты, и людей не много. В августе Лиска меняется — подтягиваются курортники и идущая вслед за ними навязчивая инфраструктура. Сейчас уже сложно сказать, кто и когда первым пришел в Лиску и, заболев ее духом, положил начало ее освоению.
Может это были Волошинские обормоты или физики-лирики 60-х. Может йоги или панки перестроечных времен. Они все шли сюда пешком из поселка Курортное, жили в палаточном городке, загорали голышом и наслаждались свободой. А вечерами, сидя у костров на берегу моря, пели песни под гитару и обсуждали действующий политический строй.
Постепенно здесь стала формироваться уникальная местная субкультура, достигшая своего пика в 1980-1990-х годах. Лисья бухта стала своеобразным советским Вудстоком, где под южным свободным солнцем зарождалось отечественное движение хиппи и альтернативная музыка. Каждый, из пришедших сюда в те времена, внес свой вклад в развитие пляжного неформального государства на черноморском побережье. Каждый из них приезжал сюда, привозил друзей, рассказывал, зазывал. И в итоге рассказал о красоте и тайне Лисьей бухты миру. И тайна перестала быть таковой…
Популярность отдыха в Лиске
В последнее время дух Лиски стал изменяться – все-таки популярность и прогресс не всегда приносят лучшие дары. Предприимчивые торговцы открыли здесь хоть и очень примитивные, но кафе, продают питьевую воду и дрова, по пляжу ходят местные тетки с криками «пахлава медовая». Все чаще можно видеть здесь крутые джипы с семейными парами «текстильщиков», вместо приехавших автостопом хиппарей-нудистов.
Все больше йогов и старающихся ими быть, которые приезжают сюда на платные семинары. Много откровенных бомжей – постоянно пьяных, матерящихся и иногда промышляющих воровством. Поговаривают, что многие аборигены бухты переходят в менее людные места Крыма. Сейчас многие едут в Лиску «потому что модно», а не за духом свободы. Они приезжают и ищут здесь некую истину и ответы на вопросы, забывая, что все ответы и вся истина находиться у нас самих в голове.
Слушая разговоры старожилов о «пришедшем Вавилоне», смотря на растущие кафе-шалманы, снующих по пляжу торговцев и гремящие генераторы, я понял, что дикой Лиски уже точно не будет. Хочется, чтоб здесь не было цивилизации, но цивилизация такая штука – если она пришла, то навсегда. И победить ее невозможно. Не победили ее инки, ацтеки и племена Тихого океана, прогнулись под цивилизацией индейцы и индийцы, пали от нее хиппи Вудстока и советские рокеры.
Не противостоять ей и «старым лисам» — старожилам крымской бухты. Да и в Крыму уже давно рухнули под натиском частной собственности и строительства бухточки Южного берега и заповедные урочища Крымских гор. Еще боролся пару лет назад за свое право «дикости» нудистский пляж Коктебеля – сейчас нет на нем палаточных лагерей, а стоят коттеджи платные лежаки. Пришла в Коктебель цивилизация. Грубо и нахраписто. В этом году зашла она и в соседнюю Тихую бухту – поставив шлагбаум на въезде и собирая деньги за проход.
История Лисьей бухты
История Лисьей бухты будет очень похожа на индийский штат Гоа. Вехи истории одинаковы, спирали развития идентичны. Когда-то в 1960-х годах на побережье Аравийского моря в штат Гоа проникли первые европейские хиппи. Они жили здесь в полной идиллии с окружающим миром – загорали, провожали закаты, танцевали, пели и играли. Постепенно слава о рае на Земле распространилась по миру и в Гоа стали приезжать любопытствующие, «потому что Гоа – это модно».
В рыбацких деревушках начали строиться отели и открываться кафе, по пляжам стали бродить торговцы фруктами и сувенирами. Так к концу 1990-х старый хипповской Гоа почти полностью пал под натиском цивилизации. Сюда полетели чартеры с «матрасниками» по несколько рейсов в день, правительство запретило проводить пати и вечеринки, а местные торговцы знают больше слов на русском, чем на английском.
Старые хиппари брюзжали: «Гоа уже не тот», пытались бороться, но потом просто куда-то исчезли. Говорят, перебрались в более дикие места – Вьетнам и Камбоджу. Но в Гоа по-прежнему едут нестандартные люди со всего мира за глотком свободы и сумасшествия. Все же звучит здесь во всех кафе транс-музыка и хиппарские напевы, так же хлопают в ладоши на закате Солнцу, так же наслаждаются океаном и ветром. И хотя «Гоа уже не тот», его дух окончательно убить цивилизацией невозможно. И сюда будут ехать за знаниями, впечатлениями и освобождением.
Точно так же и с Лисьей бухтой. Убить окончательно ее не получиться. И будут сюда ехать наши люди за тем же, за чем едут европейцы в Гоа. Мысли эти пришли мне под голос Боба Марли в уютном кафе татарина Ленура, где русский бармен Виталик потихоньку внедряет правильный подход к приему неформальных гостей. Попивая холодное кеговое пиво на топчане над морем, я принял победу цивилизации в Лисьей бухте. Она пришла и ее уже не остановить. Есть лишь один способ — как делали мудрые китайцы: расположить к себе врага и, сделав его другом, растворить в своей культуре.
Защита природы Лисьей бухты
Решением ВР Крыма № 659-5/07 от 21.11.2007 территория общей площадью 1560 га, была объявлена ландшафтным заказником местного значения «Лисья бухта – Эчки-Даг». Это решение воспрепятствовало началу строительства в Лисьей Бухте строительной компанией ТММ рекреационного комплекса на 5000 мест. Согласно проекту рекреационного комплекса, в Лисьей бухте должен быть построен санатории и аквапарк.
Решение ВР Крыма № 970-5/08 от 17.09.2008 изменило статус ландшафтного заказника местного значения «Лисья бухта – Эчки-Даг» на менее строгий статус — региональный ландшафтный парк, что фактически разрешает строительство рекреационной инфраструктуры в бухте.
Из Заключения геологической экспертизы, проведенной по Лисьей бухте Ялтинской инженерно-геологической партией: «Расходы на инженерную подготовку, защиту территории и эксплуатацию сооружений могут оказаться рекордными в сравнении с другими районами юго-восточного Крыма. При этом природная обстановка урочища будет необратимо нарушена».