Крым- земля киноактриса
Благодатная крымская земля во все времена подвигала деятелей искусства на великие творения. Не остался в стороне и кинематограф. Лишь только он начал свое победоносное шествие по России, как сразу и надолго остановился среди крымских гор и моря. Да что там говорить, если даже первый отечественный фильм «Броненосец Потемкин» Эйзенштейн частично снимал в Крыму, в Севастополе! Крым в кино поселился навсегда.
Весь мир в Крыму
Крымские ландшафты уникальны – они сочетают в себе практически все природные зоны мира. Не стоит ездить по планете, чтоб заснять пустыню, тайгу или Арктику. Можно просто приехать в Крым. Природа полуострова и профессионализм режиссера делают великие вещи!
Вот, например, все прерии Северной Америки в советских фильмах – это либо район горы Ак-Кая у Белогорска, либо окрестности Коктебеля и Феодосии. Вспомните фильмы «Человек с бульвара капуцинов», «Всадник без головы», «Мираж», «Вождь краснокожих», «Мустанг-иноходец», «Лобо» и другие. В кадрах всегда мелькают белоснежные обрывы величественной Ак-Кая.
Не только прерии, но и другие засушливые районы планеты «подделывались» в Крыму. Например, Ламанча родина Дон Кихота как нельзя лучше уместилась в районе Коктебеля! Или тихоокеанский остров в «Пиратах XX века» — это урочище Новый Свет у Судака и побережье Тихой бухты близ Феодосии. Карьеры вблизи города Старый Крым и холмы Коктебеля правдоподобно показали пыльный Афганистан в «9 роте» Бондарчука. А судакские горы великолепно справились с ролью Земли Обетованной и Голгофы в «Мастере и Маргарите» с Сергеем Безруковым.
Когда режиссеру хочется уйти от съемки жарких стран, можно добавить немного белого пенопласта вместо снега и получится настоящий крайний Север. Вот, к примеру, помните «Начальник Чукотки»? И зачем ехать на Чукотку, когда можно понежиться на черноморском курорте, совмещая приятное с полезным! Чукотку сняли в восточном Крыму. Ровно, как и относительно недавний триллер «Новая Земля», про заключенных на островах северного архипелага. Всего-то накидали на берегу и в море у Лисьей бухты (знаменитого нудистского курорта) пенопласт и хорошо поработали компьютерной графикой.
А сколько выдуманных и былинных стран увидел среди крымских гор гениальный режиссер Александр Роу? Вспомните всем известные детские сказки – все они снимались в Крыму. Больше всего Роу любил вершину и склоны Ай-Петри над Ялтой и красивейшие скалы Никитской расселины у Массандры.
«Финист – ясный сокол», «Варвара-краса, длинная коса», «Садко», «Руслан и Людмила», «Кощей бессмертный» — все герои этих сказок обитали какое-то время в Крыму. Кстати, а исполнительница роли Варвары-Карсы Татьяна Клюева и до сих пор живет в Севастополе. Занимается бизнесом, в сказки уже не верит, зато… Зато глаза у нее остались такие же как и в любимом фильм – ясные, глубокие и добрые.
Ну а последователи режиссер Аександра Роу, не сумев обойти мастера в искусстве сказочных картин, решили снять фантастическое кино. Ну и не лететь же на другие планеты! Для этого под рукой всегда есть Крым! И вот на полуострове Федор Бондарчук уже снимает «Обитаемый остров» и планету Саракш, успев поссориться с экологами и окружив тайной фильм еще до его выхода. Гораздо добрее выглядит «крымская» чужая планета в фильме «Лиловый шар» по сценарию Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой.
Лунный карстовый ландшафт горы Ай-Петри хорошо сошел за другую планету с незнакомыми землянам формами жизни. По другой повести Кира Булычева «Подземелье ведьм» группа землян-астронавтов из космической экспедиции исследует таинственную планету Эвур. Но вместо далекого Эвура герои Караченцева, Жигунова и Певцова бродили по окрестностям крымских гор Мангуп-кале и Эски-кермен, по пути забредши в Тихую бухту у Коктебеля. Иные миры и планеты через призму крымского ландшафта зритель видел и в «Солярисе», и в «Туманности Андромеды», и в «Через тернии к звездам», и в «Трудно быть богом».
Ну а если уж хочется снять фильм о кругосветном путешествии, где несколько стран сменяют друг друга вслед за приключениями героев, то и здесь без Крыма не обойтись! Мы восхищались видами других стран в «Детях капитана Гранта» или «Сердцах трех», в «Пятнадцатилетнем капитане» или в «Приключениях королевского стрелка Шарпа». А все это снималось на маленьком клочке суши размером всего-то в 26 000 кв. км.
Кавказская пленница.
Фильм полностью снимался в Крыму. Наверное, об этом фильме и местах съемок его эпизодов больше других говорят на полуострове – и правду, и вымыслы. Любой житель села Лучистое или города Алушта, где проходили съемки, покажет вам десятки мест, где ступала нога героев Никулина, Вицина, Моргунова, Варлей и других.
Самое узнаваемое место – дерево старого грецкого ореха под горой Демирджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет. Туристы любят фотографироваться возле него.
В нескольких метрах от «Никулинского ореха» находится большая каменная глыба высотой около 2 метров, выдаваемая экскурсоводами за «камень, на котором танцевала Варлей». К камню подставлена металлическая лестница, чтобы любой желающий смог забраться и сымитировать танец под «песенку о медведях». На самом деле – это не тот камень. Настоящий камень лежит среди зарослей шиповника в 100 метрах к северу. В фильме ясно видно, что Нина делает легкий прыжок на камень, высота которого не больше 20-50 см от поверхности земли и танцует на уровне пояса Шурика. Но зачем развинчивать легенду? Пусть люди будут и дальше уверены, что повторяют танец Нины на «том самом камне».
Кстати, киношная ослица Шурика еще пару лет назад жила в Симферопольском зоопарке. На клетке была табличка «Ослица Люся — 45 лет, передана Ялтинской киностудией, участвовала в съемках «Кавказская пленница», «9 рота», «Спецназ».
Спортлото-82
«Спортлото-82» — один из самых «крымских» фильмов. Он полностью снимался в Крыму и он полностью посвящен теме крымского отдыха (как пляжного, так и активного). По сюжету главные герои ехали на отдых именно на Крымский полуостров. Костя отдыхал у своей тети в сарайчике с курочками на окраине Феодосии. Поезд прибывает на вокзал Феодосии – он хорошо узнаваем. Торговля апельсинами происходила на центральном рынке Феодосии. Помните: «Кому апельсины? Кому витамины? Три рубля кучка, а в кучке три штучки!».
Показан в фильме и модный в СССР. Палаточный лагерь авотуристов стоит на мысе Капчик в Новом Свете. Вообще-то Новый Свет – это заповедник и реальным туристам там стоять нельзя. Да и неудобно там – нет ни воды, ни дров и до моря спускаться очень далеко.
Помните, когда Степа нырял с маской, чтоб пробраться в лагерь автомобилистов, а Сан Саныч ждал его в лодке? Это происходило у мыса Плака на фоне Медведь-горы. В фильме Степа ныряет у мыса Плака, а выныривает тут же у Нового Света. На самом деле, между этими мысами в реальности около 60 километров!
Много времени в фильме посвящено пешеходному туризму. Герои почти треть фильма ходят по горам за выигрышным билетом в надежде догнать туристскую группу. Турбаза «Орлиный приют» — это биостанция у подножия Карадага (поселок Курортное). Кстати, турбазы с таким названием в Крыму никогда не было, зато есть реальная турбаза «Орлиный залет» возле села Соколиное.
Горные моменты фильма снимались на фоне зубцов Ай-Петри, в Никитской расселине и у подножия горы Демерджи. Гайдай полюбил Демирджи после съемок здесь «Кавказской пленницы». Сан Саныч и Степа бродят у огромного камня, известного у экскурсоводов, как «камень Варлей». Пуговкин в течение фильма и стоит рядом с ним, и обходит его, и даже перелазает через него. Несколько раз в фильме мелькает и знаменитый «Никулинский орех», откуда рухнул герой Юрия Никулина в «Кавказской пленнице».
Три плюс два
Это первый фильм, затронувший тему «крымского курортного романа». Молодые ребята и девчата на отдыхе в Крыму, лето, море, чистая и слегка наивная любовь. Через 45 лет после фильма «Три плюс два», вышел его современный вариант — фильм «Дикари».
Основными природными декорациями фильма служила бухта поселка Новый Свет – здесь был лагерь, стояли палатки и машины героев фильма. Так же в фильме просматривается гора Сокол, под которой герои фильма дают клятву «Не бриться, не мыться…». Второе место, где проходили съемки – это набережная Судака, ресторанчик в котором сидели Вадим и Наташа, выдавая себя за иностранцев. На заднем плане хорошо видна Крепостная гора. Несколько секунд в фильме мелькнула Алушта. Вадим и Наташа идут из бухты нового света в магазин за хлебом в Судак. Но почему-то оказываются на автовокзале Алушты, разговаривают на фоне алуштинской автостанции.
И уже через 20 секунд сидят в ресторане на судакской набережной! Чтобы в реальном времени попасть из Нового Света в Алушту, а затем в Судак понадобилось бы часов семь, а в фильме все произошло за несколько секунд. Во время съемок фильма в Крыму актеры провел три с половиной месяца. За этот период их раза три задерживали стражи порядка.
Весельчаки ходили по улицам в «рабочем виде» — усатые-бородатые, нестриженые и полуголые — в одних коротких шортах, чтобы загореть получше! А в подобном виде появляться в городской зоне было в то время категорически запрещено. Приходилось в участке долго объяснять, кто они и почему в таком виде. В конце концов, им выдали специальные справки, где было написано, что это актеры, и они имеют право разгуливать в шортах и носить бороду.
Пираты ХХ века
Этот фильм был первым советским боевиком. По словам специалистов – самый кассовый и самый разруганный фильм за всю историю советского кино. За первый год проката «Пиратов ХХ века» посмотрели почти 90 миллионов зрителей.
Фильм был закончен в 1979 году. Его сразу же показали руководству ЦК ВЛКСМ. Картину назвали «идеологически вредной». Она «легла на полку». Неизвестно, сколько бы она там пролежала, если бы кто-то из работников Госфильмофонда не отправил ленту на дачу к Брежневу. Генсек так распереживался за советских моряков, что посоветовал поскорее выпустить фильм на широкий экран. Зритель пошел в кинотеатры валом.
Таких драк, трюков, напряженных моментов советский зритель никогда не видел. Главным лицом фильма был старший механик Сергей — герой замечательного актера Николая Еременко. Сергей — настоящий русский мужик, который может постоять за Родину, за корабль, за свою женщину.
После съемок за Еременко навсегда закрепилась слава секс-символа и супермэна. Все трюки актер выполнял сам. Во время съемки сцены, когда его герой прыгает со скалы на борт корабля, он едва не погиб — актера чуть не затянуло под лопасти винтов. Из воспоминаний Еременко: «Не знаю, как удалось выбраться. Прыгнул рядом с бортом, а вынырнуть не могу… Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без дублеров».
Почти все съемки проходили в Крыму. Азиатский порт, в котором на корабль «Нежин» грузят тонны опиума – это грузовой порт Ялты. Первые шаги на пиратском острове советские моряки делают по Карадагу, в районе хребта Карагач, там, где сейчас проходит туристская «экологическая тропа». Бухта океанского острова, в которой стоял корабль пиратов – это легкоузнаваемая «Голубая бухта» в Новом Свете (Судак).
Примечательный профиль массива Караул-оба, ограничивающий бухту с запада мелькает в фильме много раз. Дозорные пиратов сидели на новосветовском мысе Капчик, с этого же мыса прыгал Еременко на пиратский корабль, в его нишах укрывались советские моряки в свою первую ночь на острове…
Грот в скале – это уже не Новый свет. За натурой режиссер поехал на другой конец Крыма – на мыс Тарханкут. Здесь, в урочище Атлеш снимались кадры подводных погонь и проход для пиратского вельбота через огромный скальный грот. А вот лагерь туземцев, который оккупировали пираты и где держали в заложниках советских женщин – снова восточный Крым. За бутафорскими пальмами и тростниковыми хижинами сначала трудно узнать Тихую бухту под Коктебелем. Но стоит в кадре предательски скользнуть очертаниям мыса Хамелеон, разделяющего Коктебельскую и Тихую бухту, как все становится ясно. Еще съемки проходили под Севастополем и в Гурзуфе.
Крым с его природой остался в сердце актеров на всю жизнь. Наталья Харахорина, исполнительница роли буфетчицы вспоминала: «Месяц мы жили в Судаке, …все это так надоело – и жара, и солнце, и трудные съемки. А прошло время, мы собрались на студии, смотрели на экране на всю эту красоту и жалели о том, что стремились оттуда уехать…