«Дон Кихот»
Фильм «Дон Кихот» — экранизация одноименного романа Сервантеса. Он стал первым цветным широкоэкранным стерео звуковым художественным фильмом киностудии «Ленфильм».
1957 г.
Режиссер: Евгений Шварц
В ролях: Дон Кихот — Николай Черкасов, Санчо Панса — Юрий Толубеев, Карраско – Георгий Вицын, Герцог – Бруно Фрейндлих.
Награды фильма:
-
- Вторая премия за операторскую работу Аполлинарию Дудко на ВКФ в 1958 году
- Вторая премия за режиссуру Григорию Козинцеву на ВКФ в 1958 году
- Третья премия по разделу художественных фильмов Григорию Козинцеву на ВКФ в 1958 году
- Первая премия за операторскую работу Андрею Москвину на ВКФ в 1958 году
- Почетная грамота Григорию Козинцеву на МКФ в Ванкувере в 1958 году
- Премия Николаю Черкасову как лучшему актёру на МКФ в Стратфорде в 1958 году
- Приз Григорию Козинцеву на МКФ в Сан-Себастьяне в 1964 году
Крымские съемки фильма
Фильм снимался на яйле Ай-Петри, в Коктебеле и в районе поселка Орджоникидзе.
Ежедневные съемки по 12-14 часов в день проходили в Крыму, где днем градусник зашкаливал за 50 градусов! Латы раскалялись так, что Николай Константинович Черкасов порой шутил: «Никто не хочет на мне пожарить яичницу?». Для съемок в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная мельница. Дублером Черкасова был каскадер Васильев, которому предстояло вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на площадке не оказалось. Пришлось самому Черкасову в нескольких дублях зависать вниз головой на высоте шестнадцати метров. Отметим, что актеру в это время было уже 53 года.
Воспоминания участников о съемках
На Ай-Петри снимали сцену, когда коляска с герцогиней проезжает под обрывом, откуда за ней наблюдает Дон Кихот-Черкасов — на Россинанте. Лошадку подбирали долго, ведь Россинант, хоть и кляча клячей, но должен был выказывать породу. После двухмесячных поисков как-то увидели в Симферополе — какой-то одр еле тянет по улице хлебную повозочку. А мордочка — прехорошенькая. Как выяснили позже — чистый араб — румыны, отступая из Крыма, оставили. Черкасов потренировался. И уже через две недели приступили к съемкам.
Обрыв — 200 метров от смотровой площадки до герцогини, — вспоминает Владимир Чеботарев – второй режиссер фильма. — Черкасов подносит руку к тазику, то есть к шлему, посылает Россинанта вперед, а тот вдруг затормозил, поднял голову — вдалеке, оказывается, пасли лошадей, — заржал, немедленно возбудился (я это, стоя чуть повыше, прекрасно заметил) и сделал несколько прыжков к обрыву. Я пулей слетаю со своей верхотуры. Хватаю ловеласа под уздцы. И все трое благополучно падаем у самого края пропасти».
Самым трудным делом в процессе съемок был грим актеров. Процедура гримирования Дон Кихота занимала без малого два часа (для сравнения, грим Санчо Пансы накладывали всего за 45 минут). При таком раскладе повторно гримироваться в течение дня было физически невозможно, и актерам приходилось приспосабливаться.
Поначалу руководство студии хотело снимать эпизоды в Армении, но потом от этой идеи отказались — Феодосия как нельзя лучше походила на знойную Ламанчу. Николай Черкасов вспоминал, как его возили на обед в Коктебель, в Дом творчества писателей. Не сняв грима, в рыцарских доспехах он возникал на кухне и неповторимым басом жалобно просил:
— А не накормят ли здесь люди добрые странствующего рыцаря?
Отказов, разумеется, никогда не было.