«Процесс о трех миллионах»: сюжет и факты о съемках
Поможем читателям, которые захотят посмотреть советский немой фильм «Процесс о трех миллионах», разобраться в том, что за «процесс» и что за «тема».
Как Протазанов «переодел» воришку в советское…
В 1926 году советский режиссер Яков Протазанов написал сценарий по пьесе и повести итальянского писателя Умберто Нотари «Три вора». И сам снял одноименный фильм.
Главную роль сыграл будущий советский комик мирового масштаба Игорь Ильинский. В четвертой картине собственной фильмографии молодой актер еще не определился с театральными и зарождавшимися кинематографическими жанрами.
Читайте также: Драма «Оборона Севастополя» — шедевр немого кино
Поэтому первую Сталинскую премию он получил уже за сыгранную и озвученную комедию «Волга-Волга».
Трудно было рассчитывать на то, что художественный фильм «Процесс…» о проходимцах из чуждого тогда для советских чиновников капиталистического мира получит их благосклонность. Это сейчас рейтинг любой киноленты определяют зрители, а не партийная и советская номенклатура и подчиненные им средства массовой информации, как было еще менее тридцати лет назад.
Но даже немые сцены вызвали фурор у зрителя. Прокат шел в столичных кинозалах, сельских зимних и летних клубах, на автомобильных и железнодорожных кинопередвижках, доезжавших туда, где жили или трудились небольшие количества народа.
Читайте также: До свидания, мальчики!, «Мосфильм» [1964]
Зато досталось «на орехи» авторам и их начальникам за безыдейность, за малую толику злобы по тем временам на враждебный мир, в котором творятся такие пакости. Сейчас сложно сказать, что кардинально изменило отношение власти к эксцентрической криминальной комедии. Скорее всего, идеологические принципы: лучше будем показывать то, как плохо «у них», чем «у нас»
Поэтому тема воров, крадущих друг у друга деньги, ценности, в советском кинематографе довоенных времен разрасталась и нередко компилировалась. Например, в кинокартине «Блеф» есть кадры почти один в один со снятыми в «Процессе…». А в «Празднике святого Иоргена» снялись те же «воры» – Ильинский, Кторов и Климов.
Есть с чем сравнить
Прежде чем перейти к протазановскому сценарию «Процесса…», поясним следующее. Среди мировых комиков Ильинский стоит рядом с Антонио Фокас Флавио Анжело Дукас де Куртис ди Бизанзио Гадлиарди, а если короче – то просто Тото.
Итальянские кинопродюсеры, решив вывести Тото на мировую арену, нашли французов, которые спонсировали съемку фильма «Три вора».
Но достойных Тото (вор Тапиока) французских коллег для картины не нашлось. От кадров с Тото зрители просто визжали, а появлялись другие – зал стихал. При этом из-за языковых проблем и сам Тото несколько сдерживал свойственные ему импровизации. Этот фильм в Италии вышел гораздо позднее советского. Протазановская постановка не первая в Советском Союзе. «Трех воров» сняли в Москве и Киеве в 1918 – 1923 годах.
Читайте также: Любой ценой, Ялтинская киностудия [1959]: о жизни и смерти юных
Вор вором погоняет
Воришка-хвастун Тапиока (Ильинский, который мог ловить только чужих кур, случайно сталкивается с таким же проходимцем Каскарильи (Кторов). Последний решил шантажировать жену банкира Орнана (Климов). Банкир продает недвижимость (дом, земля) за три миллиона. В его стране голод, политическая нестабильность, а церковники миллионами разбрасываются. Супруга вызывает любовника, мол, будем искать денежки. Но записку перехватывает Каскарильи. Тут же орудует и вор домашней птицы Тапиока.
Умберто Нотари создавал повесть о социальном неравенстве в обществе. А Протазанов вывел колючую и едкую политсатиру, оставив за кадром то, как украли деньги, и были ли они вообще. И хорошо, что поиск прерывает приход банкира с банкиршей.
Отрывок из кинофильма Процесс о трех миллионах: