Качи-кальон

ЮНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ

Верховья реки Качи — одно из самых интересных мест Крыма. Зажатая между двумя скальными обрывами дорога выскакивает из села Предущельное и выносит вас в широкую долину. Каждый метр ее наполнен природными чудесами и историческими памятниками, будоражащими умы многих поколений крымчан. Но самый загадочный памятник здесь — древний монастырь Качи-Кальон.

История создания монастыря

Громада скалы Качи-Кальона нависает над дорогой, темными глазницами искусственных пещер глядя на изредка пробегающие по ней автомобили. Машин, как и людей, здесь не много. Дорога тупиковая и дальше села Синапное проехать практически невозможно.

Это место всегда находилось немного в стороне от шумных путей. И может, именно благодаря этой отдаленности от мирской суеты, много столетий назад здесь поселились монахи.

Качи-кальон
Качи-Кальон

Это были пришлые люди, не крымчане. Они приплыли из центра Византийской империи, где в VIII веке проводилась государственная политика борьбы с монастырями. Крымский полуостров был окраиной великой империи и широко открывал свои просторы для всех беглецов. Скрытость от чужих глаз, близость реки и плодородие долины поставили точку в выборе места для нового монастыря. Монахи вырубили в мягкой известняковой скале несколько церквей, соорудили хозяйственные и жилые помещения. Скорее всего, здесь жили не только духовные люди, рядом было и крестьянское поселение, жители которого обслуживали обитель монахов.

Монастырский источник

Главным культовым объектом монастыря и центром православной жизни окрестных сел был небольшой родничок, сочившийся из скалы в самом большом гроте Качи-Кальона.

Родничок этот местные жители почитали с древнейших времен. Старики говорили, что когда-то в этих скалах было языческое капище неизвестного бога. Свято место пусто не бывает, и вот уже у вновь прибывших монахов источник получает имя святой Анастасии Узорешительницы.

Качи-Кальон - пещерный город и монастырь
Качи-Кальон — пещерный город и монастырь

Свидетельства путешественников

Выход источника отделан в форме небольшого округлого колодца. Раньше колодец был обложен камнями, а над источником находилась «крыша на железных столбах». Рядом стояла «убогая хижина, в которой помещалась полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени».

Таким его могли видеть путешественники конца 19 века, судя по описанию Качи-Кальона в путеводителе Г. Москвича. Позади источника, в скале вырублен рельефный христианский крест и три ниши для икон, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матвея.

Об этом источнике упоминает в 1837 году в своем «Крымском сборнике» Петр Кеппен. Он пишет, что в самом большом гроте Качи-Кальена существует «достопримечательный источник, обращенный в колодезь и называемый колодезем св. Анастасии или просто Святою водою».

Евгений Марков, путешествовавший по Крыму в конце 19 века, вспоминал, что источник был «обделан в каменный бассейнчик, под которым лежит старая полуистертая икона и видны следы копоти и восковых свечей».

Вековая черешня

В нескольких метрах от источника старое дерево черешни. Чудом попала сюда косточка черешни, чудом из него выросло и сумело выжить в таких неподходящих для жизни условиях это дерево. По словам местных жителей, черешня из Качи-Кальена никогда не плодоносит. Даже если на ней появляются зеленые ягоды, то они не созревают. Такое явление люди объясняют тем, что черешня подобна некогда жившим тут монашкам. Как и они, дерево ведет аскетический образ жизни и не может иметь потомства.

Черешня у источника
Черешня у источника

Интересна форма черешни: дерево как будто преклонило свой ствол у священного источника и напоминает молящегося человека. Такая оригинальная «коленопреклоненная» форма древесного ствола могла быть создана искусственно много лет назад монахами для оказания большего эффекта на верующих паломников. Можно с уверенностью говорить о 150-летнем возрасте черешни, т.к. в краеведческой литературе конца 19 века уже встречается упоминание об этом дереве, но оно ошибочно принимается за «жалкое деревце черемухи, обвешанное пестрыми лоскутками».

В средние века рядом с источником строится церковь св. Анастасии, которая, кстати, была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова, упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Жизнь затихла здесь в 1778, когда местное православное население указом Екатерины II было выселено за пределы Крыма.

Пещерный монастырь Качи-Кальон
Пещерный монастырь Качи-Кальон

В 19 веке у уступа скалы была построена церковь, которая находилась в ведении Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. В 1851 году церковь была освящена во имя св. Анастасии. Рядом с ней была построена и в 1888 году освящена во имя святой мученицы Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови еще одна церковь. Эти две церкви послужили основанием для открытия в начале 20 века мужского монастыря — Анастасиевской киновии, которая просуществовала до 1932 года.

Хранитель

Найти дом, где живет Виталик Евтушенко, нам не составило особого труда. Почему-то наша машина остановилась именно у этого низенького домика, в уютном дворике которого хлопотала по хозяйству миловидная женщина. На нашу просьбу подсказать, где живет семья Евтушенко, женщина ответила, что как раз здесь, а она — мама Виталия.

Вскоре появился и сам мальчик. Живые блестящие глаза, кучерявые чернявые волосы. С виду обычный подросток. Но есть то, что отличает его от остальных сверстников. Он — хранитель древнего монастыря.

Необычная история обычного мальчика

Два года назад, 12 летнему мальчишке приснился сон, в котором ему явился Иисус Христос. О чем они разговаривали, Виталий уже не помнит, но только после этого момента он открыто пустил в свое сердце веру в Бога. С тех пор начал ходить в церковь (ездил в Верхоречье, в Бахчисарай), отмечать все великие праздники, молиться, стал интересоваться историей православия в его родной Качинской долине. Сидел в библиотеках, выискивал крупицы информации о своей маленькой родине, расспрашивал местных старожилов.

Крест на скале
Крест на скале

Родные спокойно отнеслись к внезапному увлечению Виталия православием, хотя сами себя людьми набожными никогда не считали. «Уж лучше церковь, чем где-то без дела болтается»,- говорит мама, Зинаида Леонтьевна.

С детства, как и все мальчишки из окрестных сел, Виталий любил гулять по древним гротам и развалинам Качи-Кальона. Да вот только остальные приходят сюда, чтоб поиграть и отдохнуть, а Виталий идет трудиться ради благого дела.

«Я подумал, что нехорошо, когда святые места приходят в упадок, и решил ухаживать за святыней, за монастырем»,- вспоминает мальчик. Почти каждые выходные идет он туда.

Одевает белую рясу, выданную ему в Свято-Успенском монастыре, проходит все село и не спеша поднимается на скалу Качи-Кальена. Рядом с ним всегда бежит его верный друг — маленькая собачка Муся. Разве что она одна хорошо понимает своего хозяина. Сверстники относятся спокойно к таким «чудачествам» мальчишки, но никто еще ни разу не ходил с ним к древнему монастырю.

Виталик регулярно подметает в пещерных церквях, ставит там иконки (многие из них просто вырезки из журналов, но все они освящены), читает молитвы в помещениях старого монастыря. На пещерной церкви св. Софии поставил крест, вбил в землю таблички с названием храмов, дабы проходящие люди знали их истинное имя. Относится с трепетом к святому источнику, старается почистить его, а к корням старой черешни провел примитивный водоток от родника. Здесь он хозяин, древние стены и пещеры встречают его как старого друга и помощника.

Качи-Кальон — известный туристический объект и здесь нередко бывают приезжие люди. Они часто с удивлением смотрят на маленького мальчика, молящегося в древних церквях, иногда разговаривают с ним, бывает, что дают деньги на иконки и свечи. «Мне хочется, чтоб людям было приятно, чтоб они видели, что за святым местом кто-то присматривает и ухаживает», — объясняет свои дела Виталий.

Взрослые священники знают об этом мальчишке, знают о его любви к Качи-Кальону. Своими духовными наставниками Виталий считает настоятеля Свято-Успенского монастыря отца Силуана, отца Виктария, отца Сергия из Голубинки, отца Игоря из Верхоречья.

Грот Св. Анастасии Узоразрешительницы
Грот Св. Анастасии Узоразрешительницы

Виталий уже твердо решил для себя, что после окончания школы будет поступать в семинарию и учиться на священника. «Стану дьяконом, а потом как Бог даст, может и епископом», — делится своими мечтами мальчишка, — «я хочу сделать так, чтобы церковь стала более доступна простым и небогатым людям».

А пока он — простой паренек ни чем не выделяющийся в школе от сверстников. В школе старается себя вести, как говорит сам, «скромно, по мирскому». Учителя считают его обычным мальчиком. Как и многие ребята его возраста не любит математику и украинский язык, обожает биологию и историю. Зато дома — он другой. Здесь у него много дел: надо опять сходить на Качи-Кальон, надо дошить бисерный лик Христа, обновить домашние иконки.

Сейчас Виталий с нетерпением ждет великих Рождественских праздников. Ждет, чтобы сходить в церковь. Хочет взять с собой маму и хочет, чтобы как можно больше людей пошло в эти праздники в храм. Где-то наивно, но все же так искренне звучат его слова: «Если люди будут чаще ходить в церковь, то и добра будет больше». Дай-то Бог.

Спокойно течет речка Кача, отражая в своих водах суровые скалы Качи-Кальона, откуда с криком слетают столетние вороны. Осенний ветерок гонит по пустынной дороге остатки листвы с некогда знаменитых на весь Крым качинских садов. Не спеша, иногда теребя рукой за ушком у маленькой собачки, идет по асфальту паренек в рясе, глядя на темнеющие гроты древнего монастыря

Нажми, чтобы добавить комментарий