Мой щит на вратах Царьграда
3–10 октября 2010 года в Турции состоялся очередной, 52-й по счету, конгресс Всемирной федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме (FIJET), в работе которого приняли участие и крымчане, члены этой престижной и влиятельной международной организации.
Конгресс FIJET
Конгрессы ФИЖЕТ проводятся каждый год в одной из стран мира. Задача принимающей стороны – показать свое государство в самом лучшем свете в направлении въездного туризма. «Смотрины» проводят несколько сотен профессиональных журналистов, которые после окончания конгресса должны будут ознакомить жителей своих стран с результатами увиденного. Таким образом, конгрессы ФИЖЕТ – это одна из самых мощных PR-акций для развития туристской привлекательности того или иного государства.
Не нужен нам берег Турецкий?
Отель сети «Dedeman», где нас поселили, хоть и считается уровня 5 звезд, но нам показался совершенно недостойным. Во всяком случае, номера крымских 3-х звездочных отелей не хуже, да и вонь канализации в коридоре отеля нас преследовала всюду. Справедливости ради следует отметить, что это был единственный минус нашего пребывания в Стамбуле. Покидав вещи по номерам, и осознав, что нас надули с ужином, решаем прогуляться по окрестностям отеля. Но не тут-то было!
Следуя доброй славянской традиции всех командировочных, очень быстро все оказались в одном номере, на тумбочке появились припасенные их дьюти-фри бутылки с виски и нехитрые отечественные закуски, взятые из дома. Через какое-то время и отель показался не таким простеньким, и запах из коридора улетучился, да и желание погулять по городу стало нарастать еще больше!
Однако гулять возле отеля оказалось негде, а в голову пришла гениальная мысль: прокатиться на такси по ночному Истанбулу! И вот уже, не понимающий ни слова по-английски таксист, мчит нас по узким улочкам. Мелькают огни большого города, а мы как разудалые русские бояре смеемся в открытые окна и указываем кучеру путь: «Босфор, Босфор!». Таксист хохочет и лопочет что-то на турецком языке, радостно показывая по сторонам. Мы подтверждаем в ответ по-русски, мол, ты прав, друг, у вас красивый город. Потом рассказываем ему, что некогда наш Вещий Олег все же прибил свой щит на врата Царьграда и поем: «Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна…». Таксист смеется вместе с нами и подпевает на своем языке.
Расстаемся мы у входа в отель довольные и не понявшие до конца друг друга. У таксиста от нас остались 20 долларов, а у нас желание продолжить веселие. Что мы и сделали, поднимаясь по своим номерам в лифте – довольно громко и надрывно пропели пару куплетов любимой песни: «Когда весна придет не знаю, пройдут дожди, сойдут снега…».
Начало конференции
Утро ворвалось в окна неожиданно быстро и заполнило комнату призывом на молитву муэдзина из ближайшей мечети и развеселой зарядкой на турецком языке, смешанной с детским гамом. Оказалось, что окна нашего номера выходили аккурат на школьный двор. Так что понежиться в кровати не удалось.
После завтрака посадка по автобусам и мы едем в отель «Conrad», где проходит официальное открытие 52 конгресса FIJET. Президент FIJET бизнесмен и журналист из Туниса Тижанни Хаддат в своей приветственной речи объявил то, что все ждали: следующий мировой конгресс будет проходить в Румынии. Именно этой небольшой европейской стране выпала честь принять в следующем году лучших мировых travel-журналистов. А государственный секретарь Министерства регионального развития и туризма Румынии Евгений Куртяну в своей речи весьма уверенно заявил: «Я заранее извиняюсь, за то, что прием в Румынии будет одним из самых лучших приемов за историю FIJET». Что ж, дождемся октября 2011 года и посмотрим, чем нас сможет удивить страна-соседка.
Босфор – брод белой коровы
По завершении открытия конгресса и шикарного обеда, нашу делегацию повезли к легендарному Босфору… О Босфоре слушали все, кто прилежно учил в школе географию. Босфор не просто пролив между Мраморным и Черным морями. Босфор – одно из природных и культурных чудес нашей планеты. По нему проходит граница двух материков и морей, граница двух культур и религий. На берегах Босфора решались судьбы древнего и современного мира.
Эта небольшая «морская речка» и поныне имеет важное стратегическое значение для всей Евразии. Древние греки назвали речку «Коровий брод» в память о прекрасной любовнице Зевса – девушке Ио, которая спасаясь от гнева его жены Геры, превратилась в белую корову и нырнула в синеву пролива.
Как геоморфологическое явление Босфор образовался не более 7000 лет назад, когда гигантское озеро на месте Черного моря и Средиземное море не были связаны и разделялись перешейком. В конце последнего ледникового периода, при таянии льда уровень воды в водоемах резко повысился и мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного водоема в другое. Ведь кто-то из древних людей мог быть свидетелем той самой первой капли, которая упав со скалы в Черное море, повлекла за собой гигантскую волну, сметавшую на своем пути целые горы.
Нынешний Босфор неторопливо несет свои воды, смешивая массы двух морей. Хотя кроткая на поверхности белая корова иногда показывает свой нрав под водой. В проливе много опасных подводных течений и водоворотов, поэтому ни один иностранный корабль не может пройти Босфор без стамбульского лоцмана.
Прогулка по Босфору
Прогулка по Босфору на арендованном катере стала приятным подарком от турецкой стороны. Босфор в лучах заката, садящегося за стамбульские минареты Солнца, очаровывает и гипнотизирует. Муэдзин призывает правоверных на вечернюю молитву и под его пение мы проходим под знаменитым Босфорским мостом.
В 1973 году произошло знаменательное событие – в год 50-летия основания Турецкой Республики был открыт висячий безопорный мост, соединивший Европу и Азию. Длина моста — 1560 метров, длина основного пролета 1074 метров, ширина моста — 33 метра, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра. Такая высота моста привлекала к себе не только созерцателей прекрасного, но и самоубийц. Исходя из этого, доступ пешеходов на мост сейчас полностью закрыт. Интересно, что спроектирован символ единения двух стран света был под руководством русского архитектора -Олега Керенского.
Проходя под мостом, четче осознаешь его величие. Когда-то здесь в погоне за золотым руном плыли аргонавты. Навстречу своим подвигам шел бесстрашный Одиссей. В босфорские волны опускались весла дружины князя Игоря и лихих казаков. «От белых стен Кремля до белых скал Босфора» с тревогой и болью в сердце уходили офицеры Белой гвардии. В думах о прошлом и в мечтах о нашем будущем, кидаем монетку на счастье в Босфор. Прямо под центром знаменитого моста.
Вскоре наш катер причаливает к одному из пяти босфорских бутик-отелей — Luxury Hotel les Ottomans. Этот бутик-отель изначально создан для привлечения различных знаменитостей, глав государств и миллионеров. Здесь всего 10 апартаментов, названных в честь жен османских султанов.
Трансфер на вертолете, яхта и лимузин, составляют лишь часть сервисного пакета. Примерные цены за апартаменты в Les Ottomans составляют от 1200 до 5400 евро в сутки. Из постояльцев отеля – Кевин Костнер, Хулио Иглесиас, Пэрис Хилтон. Пройдя по шикарным коридорам отеля и удивившись золотому убранству туалетной комнаты (в Эрмитаже залы победнее), берем по стаканчику вина и садимся за столик в ресторане отеля в полуметре от босфорских волн. По глотку турецкого вина глядя на волны пролива. За Босфор. За границу Европы и Азии. За жажду путешествий.
Размеренно смотрим на азиатский берег в нескольких сотнях метрах от нас. Глядя на несущиеся кипарисами ввысь закатные минареты, вспоминаю строчки любимого поэта:
«Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем».
В отличие от Есенина, я теперь могу рассказать о Босфоре. И буду советовать приехать к его берегам. И сам буду стремиться вернуться.
Сокровищница мира
Древние стены средневекового Константинополя гармонично и вполне естественно соседствуют с современными офисными зданиями и лавочками торговцев. В Стамбуле и помимо древних стен достаточно уникальных культурных ценностей, поэтому и нет к стенам такого отношения, какое бы они получили в другой европейской стране. Бесценные сокровища более 13 цивилизаций хранятся в музеях и сокровищницах Стамбула.
Город не участвовал в Великой Отечественной войне, не был разрушен фашистскими бомбежками, варварски так не грабился, как города Европы. Поэтому и дыхание истории здесь не нарушено и гармонично переплетается с современностью.
Турки настаивают на том, что Стамбул – это культурная столица Европы. И они правы – ни один из европейских городов не имеет такой насыщенности бесценных реликвий архитектуры, истории и культуры. Турки, привыкшие жить на границе культур и религий, научились быть толерантными и почтительными к любой Истории. Историю цивилизованного мира они считают своей историей и бережно ее хранят.
В центре исторической части города главенствует одно из рукотворных чудес человечества — Ай-София. Этот храм – всемирно известное творение древних зодчих. Своими минаретами и огромным куполом на красных стенах Святая София одинаково близка и к Аллаху, и к Христу. Когда-то это был главный храм Константинополя и всего православного мира, превратившийся в мечеть после взятия города османами в 1453 году. Толерантные турки не взрывали храмы, они их перестраивали в мечети, сохраняя культуру предшественников. Они не сбивали лики христианских святых, а лишь закрыли их штукатуркой, подписав сверху арабской вязью их имена.
Храм Святой Софии
Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: «Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений» Штат храма в то время доходил до 600 человек!!! Интересно, что до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница. Наполнение богатства внутренней отделки храма продолжалась на протяжении нескольких веков и отличалась особой роскошью. Уникальные мозаики на золотом полу, восемь зеленых яшмовых колонн, привезенных из храма Артемиды в Эфесе – это лишь небольшая часть богатства храма святой Софии.
Туристам в храме неизменно показывают след от меча пророка Муххамеда. На одной из внутренних мраморных стен храма отчетливо видны изображения атомного взрыва, Всемирного и потопа и морда черта. Что это – причуды природных узоров мрамора или следы Божьих пророков и святых? Экскурсоводы не комментируют это. Просто констатируют факт, от которого становиться слегка жутко и задумчиво.
На одной из колонн показывают отверстие в металлической обшивке – мол, женщине туда надо засунуть палец и прокрутить им. Если палец застрянет или поломается – значит, женщина грешна. Такой вот простой способ. Наши девушки предусмотрительно не решились засунуть палец в отверстие и лишь недоуменно посмотрели на вездесущих китаянок с обязательными марлевым повязками на лице. Китаянки усердно засовывали пальцы в отверстие, пальцы не ломали и радостно попискивали, осознавая свою безгрешность.
В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение «Совет по освобождению Святой Софии». Эта группа требует возвращения первоначального статуса Святой Софии как главного христианского храма, запретить там экскурсии и заново возродить церковные службы.
Ай-София и шестиминаретная Голубая мечеть оказались просто разминкой для наших глаз и мыслей перед тем, что дальше для нашей делегации приготовили турки. Нас ожидал дворец Топкалы, открытый в этот день исключительно для членов ФИЖЕТ. Вооруженная охрана вежливо, но внимательно пропускала нас на территорию султанского дворца – одного из современных чудес света и уникальной мировой сокровищницы. Этот дворец в течение почти трех столетий служил резиденцией султанов и являлся центром управления Османского Государства. Более 5000 человек жили и работали в дворцовых помещениях, из них только на кухнях султана работало 1200 поваров и слуг. Это был настоящий город в городе с собственными мечетями, банями и даже зоопарком.
Дворец Топкапы
У входа во внутренний двор дворца Топкапы несколько наших коллег рассматривают какой-то предмет на земле. Подходим и мы: в каменном полу у порога султанских дверей впаян небольшой квадратный кусочек истертого мрамора с углублением посередине. На табличке запутанная надпись «место священного стандарта». То ли это начало всех дорог империи, то ли место водружения главного флага империи — мы не поняли. Но на всякий случай сфотографировались и потрогали непонятную штуковину, обозвав ее «Пуп Земли».
Проходим аллеей старых чинар мимо султанского гарема. У входа в гарем – многосотлетний огромный кипарис. Возможно, обняв его ствол, тосковала по родине и Роксолана, наша землячка, которая когда-то томилась в этих стенах. Следующий за гаремом двор выводит к султанской сокровищнице. Тут-то и стало понятно, почему коллекция музея Топкапы считается одной из редчайших во всём мире. В казну султана на протяжении многих лет собирались богатства Османской империи и завоеванных ею земель — коллекция оружия, изделий из золота и серебра, инкрустированные и усыпанные драгоценными камнями.
От одной витрины взгляд перебегал к другой и глаза расширялись от понимания неимоверных богатств. Например, вот перед нами «Алмаз Кашикчи» — камень в 86 карат, усыпанный 49 бриллиантами. А рядом подсвечники, изготовленные к могиле Пророка Мухаммеда. Каждую из этих подсвечников украшает 6 666 бриллиантов и покрытие из золота. Тут же стоит трон с покрытием из чистого золота, украшенный 25 000 драгоценных жемчужин.
Но абсолютно все драгоценные камни затмили бесценные реликвии христианского и мусульманского мира, хранящиеся в сокровищнице султана. Турки-османы в своих завоеваниях Иерусалима и Египта захватили многие святыни, само осознание действительности которых лишает дара речи и поражает воображение. Христианские и мусульманские пророки ведь тоже были простыми смертными людьми и от них остались некоторые артефакты.
Трепетно почитаемые святыни хранились в святых городах и храмах и были вывезены завоевателями в Стамбул. Как бы между прочим в крохотной комнатке, находящейся под жестким наблюдением видеокамер и военизированной охраны нам показали меч пророка Давида, посох пророка Моисея, часть руки святого Иоанна Предтечи, волос из бороды пророка Мухамеда и его зуб, самое первое собственноручно написанное Муххамедом письмо, его сабля, знамя и стрелы, куртка, в также след от его ступни. У нашей части делегации шок и непонимание от увиденного были сильнейшими.
Американцы, к примеру, прошли через этот зал довольно быстро и без удивления. Славянский же ум еще долго задавался вопросом «Как же это так? Почему оно все здесь? Почему мы об этом не слышали?». Ну и, конечно, мы сумели скрыто сделать несколько фото реликвий, хотя запрет на съемку был строжайшим. Вполне логично подумав: «Когда еще я увижу десницу святого Иоанна и посох Моисея?», я лихорадочно нажимал на кнопку камеры, висевшей на плече, в то время как столпившиеся друзья закрывали меня от охраны. Именно здесь, у святых реликвий, я полностью осознал понятие «культурный шок».
После обеда в шикарном ресторане на территории дворца Топкалы с видом на Босфор и Мраморное море, нас повезли дальше – во дворец Долмабахче. Дворец, где жили последние султаны Турции, где жил и скончался основатель турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Кстати, все часы дворца остановлены и показывают всегда одно и то же время: 09-05. Именно в это время 10 ноября 1938 года во дворце умер Ататюрк.
Долмабахче
Долмабахче — один из самых богатых дворцов мира. При строительстве султан дал задачу мастерам — чтоб дворец стал шикарнее, чем французский Версаль. И указ султана был исполнен. Хрустальные перила и балясины лестниц, хрустальные люстры в десятки килограмм весом, стены покрытые золотом. В зале торжественных приемов висит огромная хрустальная люстра весом в 4,5 тонны — подарок королевы Виктории.
Есть здесь и подарок от императора Николая II — шкура белого медведя. Правда, эту шкуру практичные турки перекрасили: в бурый цвет — чтобы было не заметно, как она пачкается. В одном из залов нас порадовали картины Айвазовского – сразу потеплело на душе от того, что смотрим на произведения нашего земляка.
Айвазовский по заказу османского султана Абдул-Азиза написал около 40 картин с видами Босфора и за это был награжден высшей турецкой наградой — украшенным бриллиантами Орденом Османа. А спустя несколько лет, когда другой турецкий султан устроил резню сотен тысяч армян, художник в знак протеста выбросил этот орден в море. О том, как он поступил с наградами, Айвазовский уведомил турецкого консула, добавив, что султан может точно так же поступить с его картинами. Во дворце удивили чугунные отопительные батареи, украшенные узорчатым литьем – одно из мировых инженерных чудес того времени. Не преминули мы заглянуть и в султанско-президентский туалет, оказавшийся весьма скромным — дырка в мраморном полу и позолоченный умывальник.
Все залы президентского дворца серьезно охраняется. За соблюдением порядка в музейных залах следят отнюдь не незаметные бабульки, как у нас в Эрмитаже, а серьезные тренированные парни в штатском. Кстати, здесь действует строжайший запрет на фотосьемку – штраф 86 долларов. То есть, вы можете сфотографировать – но стоимость вашего кадра будет 86 долларов. Запрет на съемку был и для нашей международной организации. Однако, славянская находчивость победила и я смог сделать несколько хороших кадров «скрытой камерой».
Пораженные культурными сокровищами Стамбула, мы вполне согласились с официальным слоганом города «Стамбул – культурная столица Европы». Турки давно выбрали свой экономический путь — они уверенно стремятся в Европу. И этому государству есть, что дать Европе взамен на ее лояльность – культурные сокровища.
Бережно сохраненные сокровища религий, культур и цивилизаций, обладание которыми сравнимо с обладанием тайных знаний – хорошая разменная карта для дружбы Турции и Евросоюза. Наш день заканчивался в азиатской части города, в шикарном ресторане «Круг Востока». Это был настоящий великосветский прием, словно из американского фильма про богачей. Дамы в коктельных и вечерних платьях, мужчины в дорогих костюмах. Треть присутствующих на приеме были настоящими долларовыми миллионерами – старички «за семьдесят» с молоденькими спутницами. Никогда не видел столько миллионеров на один квадратный метр. И надо сказать, что наша украинская делегация оказалась самой красивой – наши дамы сумели произвести впечатление своими нарядами и красотой, да так что затмили всех местных миллионеров и их спутниц. А наши стильные мужчины срывали аплодисменты во время танцев и ловили на себе томные взгляды турецких красавиц.
А когда скрипка в руках лучшего стамбульского скрипача заплакала и потянула за собой из сердца знакомые ритмы нашей цыганочки, вся славянская делегация улыбаясь аплодировала стоя. И как десерт — танец живота от лучшей танцовщицы Стамбула. Блондинка со смоляными глазами и приоткрытым алым ртом выделывала такие вещи, что вряд ли теперь меня смогут удивить танцем живота в родном Крыму.
Выехав из ресторана в Азии, держим путь в наш отель в Европе. Проезжая через босфорский мост, глядя на огоньки ночного Истанбула, подумалось, что отныне у меня окончательно стерся стереотип о Турции. Турция оказалась не страной шопинга и дешевого пляжного отдыха. Она предстала страной богатейшей культуры и величайшей истории. И я вполне осознанно понял, что я оставлю здесь свою частичку. Я оставил свой щит на вратах Царьграда.