Абхазия — страна, которую создал Бог.

Идея рвануть на денек в Абхазию была изначально авантюрной и немного сумасшедшей. Отдыхая после горных троп Домбая и Архыза на море в приморском городке Адлер, мы вдруг осознали, что совсем рядом граница России с Абхазией. Сначала просто решили записаться на экскурсию. Хотелось посмотреть на знаменитое озеро Ритца и Новоафонский монастырь. Но организатор экскурсии объяснил, что за день все вместе осмотреть не успеем. А посмотреть хотелось все, да времени в обрез — через день нужно ехать в сторону дома. Немного подумав, решаем – ехать надо сегодня вечером или никогда.

АбхазияТолько вот что делать дальше, куда и как ехать? Знакомые дают номер некого Ильи-таксиста из города Гагра. Звоню, прошу нас забрать из Адлера в Абхазию. Илья не может, но обещает перезвонить и помочь. Через час раздается звонок: «Это от Ильи. Меня Рустам зовут. Я вас отвезу в Абхазию и помогу там поселиться». Радостные, что все так хорошо идет, ждем его приезда. Проходит еще час, уже начинает темнеть. Опять звонок: «Вечер добрый. Меня зовут Алхаз, я от Рустама, он не может приехать, я вас заберу в Абхазию через час». Блииин. Уже нервничаем. В условленное время, в полной темноте нас подбирает машина. Водитель с ходу выпаливает: «Вы главное не бойтесь, все с вами будет хорошо, не переживайте. Сейчас довезу вас до границы, а там вас встретят и отвезут в Гагры и поселят. Вы не бойтесь». После этих слов мы впадаем в легкий шок и непонимание куда и с кем едем. Проходит минут 15, машина сворачивает на грунтовку и едет вдоль каких-то бараков вдаль от видимой цивилизации. «Это сокращенка к границе, вы главное не бойтесь, все будет хорошо», — улыбается Алхаз, — «Все приехали. С вас 800 рублей, с той стороны границы уже за машину платить не будете. Это не дорого, не волнуйтесь». 800 рублей – это почти 150 гривен. 15 минут езды неизвестно куда, вокруг бараки и нет людей. Но перечить глупо, даю деньги, выходим из машины к багажнику за вещами. А рюкзаков-то наших нет!

Вдруг голос из темноты: «Пойдемте за мной». Оборачиваемся и видим пацана лет 12 с тачкой, на которой лежат привязанными наши рюкзаки. Услуга принудительная и платная — 50 рублей. В полном недоумении шагаем вслед за нашим носильщиком среди каких-то ларьков и неожиданно за поворотом утыкаемся в хвост гомонящей очереди. Оказалось — очередь на приграничный контроль. Граница России с Абхазией – это постоянная толпа людей в обе стороны, большинство из которых торговцы-абхазы. Большой продуктовый рынок находиться с российской стороны и абхазы вынуждены дважды в день переходить границу – утром на работу, вечером с работы. Мы в этой толпе были странными и чужими. Российскую границу прошли мгновенно, а абхазский пограничник повертев наши «жовто-блакитные» паспорта ухмыльнулся: «Украина-а-а-а. Как же, как же. У вас Ющенко с грузинами дружит». Мы тут же заверили, что сами мы крымчане и никакого отношения к Ющенко и его дружбе с Грузией не имеем. И вообще, Крым полностью поддерживает братский абхазский народ в борьбе за независимость своей страны. Такой ответ всех удовлетворил и нам открыли границу.

Потом нас посадили в машину и повезли куда-то в ночь. Надо ли говорить, что всю дорогу мы были в полном шоке: странные люди везут нас неизвестно куда, мы давно уже потеряли счет всем тем, кто нас передавал сегодня из рук в руки. В конце-концов приехали в Гагры и нас поселили в частном секторе у хозяйки-армянки. Наши апартаменты представляли собой широченную кровать под самой крышей дома, что-то типа открытой веранды. Но после экстремальной поездки, это непритязательное жилище казалось раем. Заплатили хозяйке 400 рублей за две ночи, поужинали в ближайшей кафешке мясом и бутылочкой «Букета Абхазии» и легли спать.

Гагра, набережнаяУтром, выслушав нашу просьбу осмотреть за день главные достопримечательности страны, хозяйка позвала своего соседа с машиной. Рафик — мужичок лет 30 соглашается повозить нас весь день за 2000 рублей. Учитывая наши запросы, это очень удачная цена. Вместе с Рафиком в его «копейку» подсаживается парень по имени Рустам – друг хозяина машины и по совместительству наш сегодняшний местный гид. Надо сказать, что знакомство с ребятами оставило сильное впечатление. Образованные, рассудительные, влюбленные в свою землю гостеприимные люди.

Пока ехали до Нового Афона, разговор как-то перешел на тему прошедшей войны и отношений с грузинами. Простые мужики-работяги, патриоты Родины очень много поведали нам о тех зверствах, которые творили грузинские войска во время конфликта в 1992-1993 годах. Но не нам судить два народа – это дело историков и потомков. Мы же своими глазами видели последствия. В каждом поселке – мемориалы погибшим молодым ребятам и девчонкам, пролившим кровь на земле своих предков; заброшенные, разбитые пансионаты и турбазы вдоль дорог; остатки расстрелянных снарядами зданий и изрешеченные пулями стены – все это сохранилось и напоминает о человеческом горе.

Два часа пути от Гагр – и мы подъезжаем к знаменитой Новоафонской пещере. В пещерах нас — искушенным красотой Мраморной пещеры крымчанам – вроде удивить нечем. Но здесь мы были поражены не натечными образованиями, а гигантскими размерами подземной полости и техническому оснащению ее экскурсионной части. Сначала удивляет трехэтажное здание, похожее на терминал аэропорта – на самом деле это вход в пещеру. В зале второго этажа формируются экскурсионные группы по 90 человек, спускающиеся под землю каждые 45 минут. Вход – 250 рублей (45 гривен). Массивные двери открываются и толпа зайдя внутрь оказывается стоящей на… перроне метро! Дело в том, что в недрах пещеры еще в 1975 году метростроевцы проложили настоящую железнодорожную ветку длинной 1291 метр. И по ней ходит настоящий экскурсионный электропоезд «Турист» с 6 вагонами общей вместимостью 90 человек. Штатный пассажиропоток — 0,7 млн. человек в сезон, т.е. до 2 тыс. в день. Минут пять поездки по туннелю и мы выходим на единственной станции пещерного метро, откуда уже начинается пешеходная часть маршрута. Экскурсовод ведет свой рассказ через микрофон и его речь разносится по залам пещеры. Поразили некоторые сталактиты, поставленные искусственно на цементном растворе. И крайне удивило, что в конце экскурсии гид разложила на столике куски сталактитов и предложила их купить. Многие с радостью покупали заранее отбытые молотками части пещеры. Нам это все показалось очень диким, и я намеренно громко заявил о непонятной моральной стороне этого процесса, за что получил злой взгляд экскурсоводши. Вышли мы из пещеры так же как и попали – через метро.

Новоафонский монастырьВторая достопримечательность этого места — главная духовная святыня страны: Новоафонский монастырь, основанный в конце XIX века русскими монахами из Пантелеймонова монастыря. Архитектура комплекса принадлежит к «нововизантийскому» стилю. Собор производит впечатление своими размерами и тем, что вокруг него везде растут пальмы. Как-то привычней вокруг православных храмов видеть березки. Здание и основная часть стенной росписи хорошо сохранились, но фрески пребывают в неком запустении и не реставрировались. Рассказывать о храме сложно, да и не нужно. Здесь надо все увидеть собственными глазами и почувствовать сердцем. Скажу одно – я не сильно религиозный человек, как и большинство из нас. Но ни в одном православном храме я никогда не ощущал такой духовной силы. Ощутил вещи, о которых посторонним не говорят и переживают внутри себя. Будете на Кавказе – побывайте здесь, все поймете сами.

Кстати, абхазы в большинстве своем – православные христиане и очень ревностно относятся к вере. Даже второй тост во время застолий всегда пьют за Господа. Абхазы рассказывают, что когда Бог делил между народами землю, всем раздал по куску и дал наказ там жить. Но вот, когда вся территория Земли была поделена, на горизонте показался одинокий странник. «Ты кто?», — спросил Господь,- «почему не пришел вовремя, когда я раздавал землю?». «Я — абхаз, прости, Бог, но я не мог прийти, потому что у меня в доме были гости. Я их угощал едой, поил вином, развлекал, уложил спать. Прости, но гостеприимство важнее, чем твой кусок планеты». Подумал тогда Бог и сказал: «Ничего у меня не осталось — все раздал. Но есть маленький кусочек, где я собрал все самое лучшее и красивое в мире и оставил лично для себя. Подарю его тебе – принимай там гостей». Так, по легенде, появилась Абхазия. Слушая предание, я подумал, что слукавил Бог — был у него еще один кусочек Земли, которую он приготовил для себя — наш Крым.

Дорога к озеру РицаПосле Нового Афона наши гиды повернули машину в узкое горное ущелье реки Бзыбь и по петляющей обрывистой дороге повезли за 40 километров вглубь страны – к озеру Рица. Дорога очень красива — на сотни метров поднимаются склоны ущелья, а в самом узком месте расстояние между двумя стенами каньона всего 11 метров. После войны дорогу строили пленные немцы, поскольку на берегу озера Рица было решено построить дачу для товарища Сталина. Построили дорогу на совесть: сквозь горы прорубали туннели, ставили подпорные стенки, мосты. По дороге много разных рассчитанных на туристов стоянок с достопримечательностями, причем многие из них выдуманы на пустом месте, но от этого не менее привлекательны. Есть здесь и водопад «Женские слезы», а через десяток километров –«Мужские слезы» — естественно и легенда о несчастной любви юноши и девушки, которым родителя запрещали встречаться. Есть по дороге небольшое красивое «Голубое озеро», на берегу которого можно сфотографироваться в национальном костюме рядом с чучелом медведя. Есть огромный камень с подставленной к нему лестницей и надпись «Подняться на камень – 20 рублей, детский – 10 рублей». Зачем подниматься на камень – непонятно. А это что? У скалы стоит маленькая смешная машинка с надписью на капоте «Моргунов». Нам объяснили: «Кавказская пленница смотрели фильм? Так тут у нас снимали. А это машина из кино. Можно залезть сфотографироваться — 50 рублей». Мы не полезли. Ведь мы-то знаем, что это очередной развод для туристов-москвичей. Любимое кино снималось в Крыму, а не на Кавказе.

Как заключение нашего путешествия и подарок от этой чудной страны – само знаменитое озеро. Дорога выскакивает в котловину между тремя горами и притягивает волшебной синевой огромного озера. Наибольшая длина его — 1704 метра, наибольшая ширина — 447 метров, а глубина доходит до 115 метров! Вокруг озера вековые леса, переходящие в горный хребет Большого Кавказа.

За полторы недели путешествий по Кавказу мы очень много узнали и посмотрели, отсняли сотни фотографий, познакомились с чудесными людьми. Но еще больше убедились в простой и честной истине: «Лучше Крыма земли нет».