Крымские дороги Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий в Крыму был неоднократно — на съемках, просто на отдыхе, на концертах, озвучивал песни к фильму «Ветер Надежды» на Ялтинской киностудии. Три фильма, в которых снимался в Крыму Владимир Семенович, вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Знаменитый фильм с участием Высоцкого, снимавшийся в Крыму – «Служили два товарища». Этот фильм давно уже вошел в классику русского кино. Фильм о дружбе и войне. Фильм, в котором сыграли настоящие мастера. Благодаря своей игре, Высоцкий совершенно перевернул идейную составляющую фильма. Его герой – белогвардейский офицер Брусенцов, вроде бы враг советской власти. Но зритель увидел в нем одного из самых положительных героев советского киноэкрана. Он честен и правдив. Он борется за свою страну, за свою офицерскую честь, за свою женщину, за своего друга. И предав своего коня — боевого товарища («он со мной с шестнадцатого года», — кричит поручик), Брусенцов пускает себе пулю в рот. Жизнь больше не имеет смысла. И даже убийство им главного героя фильма — кинооператора Андрея Некрасова, как то не оставляет в зрителе злобы. Шла братоубийственная война и у каждого была своя правда…
В Крыму съемки проходили на крепости Арбат, которая расположена в начале Арабатской стрелки и в фильме играла роль перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска барона Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Так же здесь снимали сцену, когда поручик Брусенцов стреляет в Некрасова. Сцены отплытия последнего парохода из Крыма снимались в Севастополе. Крымчанину интересно не только видеть в фильме знакомые виды, но и слышать знакомые слова: Севастополь, Джанкой, Перекоп, Ишунь. Командир полка, в роли Анатолия Папанова, показывая на карте укрепления белогвардейцев на Перекопе, говорит: «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так – кое-что, пупочка. Вот я ее ладошкой прикрыл и нет ее на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак…».
Другой фильм с участием Высоцкого — «Плохой хороший человек» — трагическая мелодрама по повести А. П. Чехова «Дуэль». Картина снималась в Евпатории и немного в Ялте. Вероятно, зрителям запомнился эпизод, когда герой Высоцкого — фон Корен, делал зарядку с гантелями на берегу моря. Этот эпизод снимался недалеко от Евпатории, на пляже рядом с памятником евпаторийскому десанту. Здесь же, рядом с небольшим причалом, расположенным у памятника, были построены декорации приморского кабачка, много фигурирующего в фильме. Как-то раз от причала отошел небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в сторону съемочной группы. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого – оказалось, что это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию любимых народом песен. Съемочная группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю. Думается, крымским любителям творчества Высоцкого будет небезынтересно узнать, что именно во время съёмок в Евпатории Высоцкий написал знаменитую песню «Чёрные бушлаты», посвященную евпаторийскому десанту.
Как и повсюду в стране, в Крыму Высоцкий пользовался необыкновенной популярностью. Съемки проходили в кривых улочках старого города, уставленных мазанками. Гуляя по ним в свободное от съемок время, можно было услышать от местных жителей, что в Евпаторию вот-вот приедет «сам Высоцкий», и что весь город жаждет увидеть его. В последний день съёмок в Евпатории, когда вся киногруппа готовилась уезжать в Симферополь, чтобы оттуда лететь в Гагры, местные рыбачки принесли Высоцкому три ящика копчёной кефали и сложили их у ног Высоцкого: «Это вам!» — робко сказали девушки. Высоцкий смутился: «Да что вы?! Да куда мне столько?!». Затем повернулся к съемочной группе: «Ладно, ребята, забирайте, я тоже попробую». В течение последующих полутора месяцев вся труппа ела рыбу и никак не могла с ней справиться!
Несколько кадров фильма отсняли в Ялте на берегу моря, в фильме хорошо просматривается мыс Ай-Тодор. В Ялте Высоцкий жил в гостинице «Ореанда» и часто ходил в подвальчик отеля, где располагался неплохой бар, а вечерами гулял по набережной.
Менее известен фильм «Белый взрыв», который тоже снимался в Крыму. Фильм рассказывает о подвиге солдат – альпинистов, которые в горах Кавказа в 1942 году смогли спустить лавину на засевшего в ущелье врага, и, пожертвовав жизнью, спасли беженцев – беззащитных женщин и детей. Высоцкий снялся в фильме в эпизодической роли. Картину предполагалось снимать на Кавказе, но получилось так, что режиссёр картины Вячеслав Говорухин получил травму при аварии вертолёта. Чтобы не терять время, съёмки перенесли в Крым, где есть скалы, не требующие сложных подходов, но вполне отвечающие сценарным условиям. Съёмочная группа жила в Алуште. Высоцкий переживал тогда не лучшие дни. Разгромная кампания в прессе 1968 года сказалась, помимо всего прочего, и на заработках. Количество концертов упало чуть не до нуля: организации просто боялись приглашать к себе опального барда. По той же причине не поступало приглашений сниматься в кино. Видимо, Говорухин предложил ему эпизодическую роль капитана в «Белом взрыве», чтобы помочь заработать хоть какие-то деньги. Эпизод с участием Высоцкого снимался недалеко от Ангарского перевала. Судя по воспоминаниям консультанта картины и друга Высоцкого — Леонида Елисеева, съемки проходили правее от Ангарского перевала, под склонами горы Эльхк-кая (Кудрявая Марья). Скорее всего, съемки были на повороте туристкой тропы, идущей от Ангарского перевала к Демерджи, и лесной автодороги с Лаванды на яйлу. Пешеходные туристы хорошо знают это место, от него начинается подъем по дороге вдоль горы Пахкал-кая (Лысый Иван) в северной Демерджи, поляне МАН и т.д. – там еще напротив этого места стоит ствол старого бука, сожженного молнией.
Леонид Елисеев вспоминал: «С первых дней работа в Крыму вошла в норму. Скалы были обработаны и очищены от камней скалолазами, которые готовились здесь к первенству Союза. Работать оказалось намного легче и безопасней, чем на Кавказе. В один из дней совершенно неожиданно для меня в Алуште появились Володя Высоцкий и Марина Влади. Как выяснилось, они гостили на теплоходе «Грузия» у капитана, а потом решили заехать к нам. На завтра во второй половине дня мы вчетвером поехали на пляж недалеко от Алушты. Володя сказал, что хочет молока. Остановились у лотка, и я взял две литровые бутылки. На пляже оказалось не так много купающихся. Володю и Марину никто не узнавал. На пляже никто есть не стал, даже Володя, хотевший молока, к нему не притронулся. И, что самое главное, отсутствовало радушие. Тут, в Крыму, на берегу моря, все происходило по-другому. «Пристегнутый» к Влади Володя не был тем рубахой-парнем с душой нараспашку, готовым первым оказаться там, где трудней и опасней, каким он был в горах. На пляже мы пробыли часа три…
Один из натурных объектов, где снимались эвакуация населения и медсанбат, располагался неподалеку от перевала, через который проходит дорога Алушта-Симферополь. Немного правее, перед началом скального пояса, находится дорога, ведущая от старого селения к фруктовым садам. Здесь решено было отснять эпизод на командном пункте батальона. Утро предвещало хороший день. Все участвующие в съемке были уже в пути. Мы вчетвером выехали немного позже. Слава, обернувшись к Марине, рассказывал о местах, которые мы проезжали. Дорогу к перевалу я знал хорошо и вел машину на приличной скорости, но потом уперся в грузовик. Он еле плелся, а на все время петлявшей дороге обходить его было опасно. Как только появился участок, где дорога просматривалась довольно далеко, а встречного транспорта не было, я быстро совершил обгон и перестроился в свой ряд. И в этот миг увидел, что, перекрывая мне дорогу, на шоссе из укрытия выскочил инспектор ГАИ с вытянутым вперед жезлом. Прижимаясь к правой обочине, торможу, и тут — удар, скрежет… И мы видим как, сознательно задевая мою машину, сминая заднее крыло, уезжает обогнанный грузовик.
Инспектор с агрессивным видом взял права и документы на машину. Володя и Слава, принимая вину на себя, объясняли, что мы опаздываем на съемку. Инспектор перебирал мои документы, а сам, слушая Володю, думал не о них. И тут Слава что-то сказал ему, показав на Марину, которая вместе со мной взволнованно прохаживалась у машины. Гаишник со стеснительной улыбкой долго смотрел на нее исподлобья, а потом, как бы колеблясь, протянул Славе документы. Мы сели в машину и с небольшим опозданием добрались до места съемок. Пока готовили актеров, я немного отрихтовал крыло, а потом пришел на съемочную площадку. Меня поразило, как правдиво, легко, уверенно работал Высоцкий….
В Алушту мы возвращались вдвоем с Говорухиным. Видя мое настроение, Слава, смеясь, сказал: «А знаешь, мы с тобой могли бы прогреметь на весь мир! Представляешь, газеты напечатали бы: «Вчера на горной дороге Алушта-Симферополь в автокатастрофе погибли звезда французского кино Марина Влади и известный певец-поэт Владимир Высоцкий, а также режиссер-постановщик Говорухин и консультант фильма Елисеев»! Вот так, в хорошем настроении оттого, что раньше времени не прогремели на весь мир, мы вернулись в Алушту, думая о том, где бы лучше пообедать. Выбор пал на ресторан около автовокзала. …В Алуште Володя пробыл еще несколько дней и уехал, так и не взяв в руки гитару, не спев ни одной песни».
Интересно, ведь наверняка в Алуште живут люди, которые помнят приезд Высоцкого – тогда он был уже узнаваем и всенародно любим. Интересно было бы узнать в какой гостинице жил в Алуште Владимир Семенович. А может, жив и помнит свою встречу с актером на крымской дороги, тот самый инспектор ГАИ?